Назначение и описание
Назначение и описание аккумуляторных батарей
Аккумуляторы ТНЖ предназначены для питания постоянным током двигателей машин напольного электрического транспорта, электропогрузочной техники, шахтных (рудничных) электровозов.
В основе действия тяговых щелочных аккумуляторов ТНЖ лежит никель-железная электрохимическая система. При разрядке аккумуляторов химическая энергия активных масс электродов превращается в электрическую. При заряде аккумуляторов восстанавливается работоспособность активных масс. Многократное повторение цикла заряд-разряд обеспечивает длительный срок эксплуатации аккумуляторов.
В качестве электролита используется водный раствор едкого натра или едкого кали с добавлением едкого лития. Плотность электролита 1,19-1,21 г/см3, для зимних условий (ниже 15 Сo) применяется калиевый электролит плотностью 1,26-1,28 г/см3.
Тяговые щелочные (ТНЖ) аккумуляторы в России выпускают четыре завода:
1. ЗАО "Аккумулятор", г. Курск.
2. ОАО "Кузбассэлемент", г. Ленинск-Кузнецкий.
3. АК "Ригель", г. Санкт-Петербург. (Выпуск аккумуляторов ТНЖ прекращен.)
4. ОАО "Импульс", г. Великие Луки.
Структура условного обозначения щелочных аккумуляторов ТНЖ для внутренних поставок:
X1 X2 X3 КШ-X4 ПВМ X5 X6
- X1 - количество последовательно соединенных элементов в батарее.
- X2 - область применения:
- Т - тяговый;
- ТП - тепловозный;
- В - вагонный;
- X3 - электрохимическая система:
- К - комбинированная конструкция блока электродов:
положительный электрод - ламельный, т.е. активная масса заключена в перфорированную стальную оболочку;
отрицательный электрод - безламельный, т.е. активная масса напрессована на металлическую сетку.
- Ш - шахтный, для использования в шахтных электровозах.
- X4 - номинальная емкость аккумулятора, А*час.
- П - пластмассовый корпус.
- В - высокий вариант.
- М - модернизированный.
- X5 - климатическое исполнение:
- У - умеренный климат;
- Т - тропический климат;
- X6 - категория размещения:
- 2 или 5 - по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543-70
|